История Кежемского приходского училища

Статья опубликована в нескольких номерах "Советского Приангарья"

Читать по ссылке.

Фотографии, не все вошли в газету, смотреть

Уже после опубликования статьи в Кежемской группе обсуждали какое здание было училищем и чем оно стало в советское время. Было предложено что это детский сад "Огонек" 

История Кежемского приходского училища

Не мало людей проживающих в Кежемском районе считают, что школьное образование началось у нас только при Советской власти. Такое можно прочитать и в некоторых изданиях. Это не так. Школа как таковая появилась у нас как часть развития системы образования в России. Это было приходское училище.

Статья написана на основе документов хранящихся в государственном архиве Красноярского края (ГАКК), Памятной книжки Енисейской губернии, других источников.

Приходские училища - один из основных типов начальной школы в Российской Империи в 19 – начале 20 вв. Учреждались в соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных университетам от 5(17) ноября 1804 г., а также Уставом гимназий и училищ уездных и приходских от 8(20) декабря 1828 г. (в отношении приходских училищ действовал до 1918). В приходские училища принимались дети обоего пола. Продолжительность обучения – 3–4 года (однокласные начальные училища), с 1860-х гг. открывались также приходские училища повышенного типа с 5–6 годами обучения (двухклассные). Находились в ведении Министерства народного просвещения.  Приходские училища содержались за счёт казны, органов местного самоуправления, сословных обществ. Учителя приходских училищ имели права государственных служащих, чин 14-го класса и намного раньше других учителей начальной школы получили право на пенсию (с 1845), что обеспечивало хороший педагогический состав. [1]

Кежемское сельское приходское училище открыто в 1858 в специально выстроенном помещении. Преподавание по программе училищ государственных крестьян Великороссийской губернии. Так написано в документе. На содержание училища местные крестьяне решили вносить 158 рублей 58 с половиной копеек серебром  в год! [2]

Поначалу преподавались: Закон Божий, русская грамматика и четыре действия арифметики.  При открытии учителем назначался местный священник.  [3] В нашем случае это Константин Гаврилович Межев. В дальнейшем по мере становления предполагалась расширение предметов преподавания и назначение других учителей.  
 Обучение продолжалось до 1864 года, но из за болезни настоятеля, а затем и его смертью училище стояло бездействия. Межев получал 85 рублей и ещё натурою. Сторож был выбран и служил бесплатно за общественную службу.  

1 января 1866 года состоялся мирской сход крестьян Кежемской волости. Обсуждался вопрос о размере оплаты приходскому священнику Григорию Олофинскому за учительскую должность в народном училище. Постановили: зарплата 85 рублей серебром в год за 25 учеников. Сторожу училища 25 рублей 58 с половиной копеек. На учебные пособия 27 рублей 50 копеек. [4]

По сообщению Кытманова в 1873 году в училище было 9 учеников. [5]

В ГАКК сохранился отчет училища за 1882 год. Он очень подробный и дает полное представление о училище.  

Отчет Кежемского приходского одноклассного училища за  1883 год.  Учебный 1882 – 1883.

Учитель, он же преподаватель закона Божьего Зиновий Ефимович Майлов.  22 года, православный, женат.

С 1885 года закон Божий будет преподавать священник КСЦ  Евгений Матвеевич Левитский.

Должность почетного блюстителя вакантна.

Курс учения в училище трёхгодичный. Поэтому для правильного хода обучения учащиеся разделены на три группы у которых одновременно идет занятие с одним учителем. Учитель занимается с одной группой, в двух других идет самостоятельная работа.

Отступлений от учебных планов не было.  

Прибыль учащихся 32%.  Причина большое число желающих учиться. Число учащихся на 1 января 1883 – 19, на 1 января 1884 – 23. Все православные. Причина большое число желающих учиться. Убыль 1 % . Причина по домашним причинам и болезни. Иноверческие дети в училище не обучаются. 

Испытаний ученикам не делается. Переводятся из отделения в другое без экзамена.

Свидетельств на  льготу по воинской повинности не давалось.

В училище преподается -  закон Божий, русский язык, арифметика, церковно-славянское чтение, чистописание, черчение.

Пение не преподается. Гимнастика бывает примерно несколько раз в неделю  получасовый урок но в расписание не вносится. 

Нравственность и поведение учеников вообще хорошее и религиозное направление тоже.

Исключений учеников из училища не было. Эпидемиологических и заразных болезней не было. Умерших среди учащихся не было.

Пансиона при училище нет.

На библиотеку издержано – 24 рубля 70 копеек. В библиотеке 834 названия в 976 томах.

На учебные пособия 17 рублей 54 копейки.

На пособия учащимся (бумага, чернила, перья, грифельные доски и т.п.) – 12 рублей 43 копейки

Осталось неистраченными 45 рублей 80 копеек.

Источники содержания. От сельских обществ на библиотеку, учебные пособия, пособия учащимся – за 1881, 1882, 1883 по 23 рубля 50 копеек каждый год, но всего получено – 70 рублей 30 копеек. В 1882 году от сельских обществ единовременно было выдано 50 рублей.  От главного господина инспектора по Восточной Сибири на библиотеку получено в 1881 году 19 рублей 73 копейки, в 1883 – 30 рублей.  [6]

В 1900 году учащихся – 34 мальчика, 4 девочки. Экзамены отложены до осени. [7]

В 1901 году учится 38 мальчиков и 6 девочек.  Окончило курс 3 мальчика. [8]

В 1902 году учится 24 мальчика и 16 девочек. Окончило курс 3 мальчика. [9]

В журнале «Енисейские епархиальные ведомости»  в 17 номере за 1904 год стр 477  опубликована статья посвященная состоянию церковно-приходских школ Енисейской епархии. Есть и про Кежму:

«…в Кежме приходский каменный храм и волостное правление; село Кежемское состоит из 1200 душ обоего пола. Здесь открыта была в 1858 г. волостная приходская школа; в этой школе первоначально обучались одни только мальчики и то в малом количестве. Это видно из того, что грамотных людей в Кежме за старое время только трое. „За последнее время, пишет свящ. Григ. Попов, с 1900 г., когда я поступил на сей приход и состою законоучителем, обучалось ежегодно от от 25 до 30 мальчиков a девочек от 3 до 8-ми. С 1900 года жалованье получалось учителем от общества всей волости от 300 до 350 руб. в год, законоучит. от 40 до 60 к. Отопление давалось натурою, а сторож нанимался от волости за 40 руб. Так было до настоящего времени, с 1904 г. школа поступила в ведение Мин. Нар. Просвещ. с жалованьем от казны учителю 370 р. и добавочных от общества 100 р., законоучителю 100 р. от казны и- добавочных 20 р. Посетил я Кежемскую школу 26 февр. с. г., в школе училось 22 м. и 1 дев., — за минувший учебный год выпускных экзаменов не было, за настоящий год дети старшего отд. сидят по русскому яз. на сомнительных звуках п и о, из I выпуска правописания Некрасова.»

C 1911 года  – училище двухкласное. [10]
В Енисейской губернии с 1863 года издавался справочник «Памятная книжка Енисейской губернии» в котором был раздел и про народное образование. Выходил не регулярно, всего издано 14 выпусков, бывали и ошибки. Но они позволяют утверждать что наше приходское училище существовало до 1918 и было закрыто вместе с дирекцией народных училищ.   

 

 

Почетный блюститель

Почетные блюстители училищ  выбираются из купечества и обязаны заботиться о материальной стороне училищ, а также следить за учебно-воспитательной частью.

Большую часть существования училища должность была вакантна.  

Захар Яковлевич  Кокорин.

Назначен в сентябре 1879 года. Из крестьян, не из купцов. Церковный староста Кежемской Спасской церкви с 1878 года . Ему 50 лет и он грамотный. Тесть псаломщика Михаила Разумовского.  [11] [12]

Следующим известным почетным блюстителем был уже купец. Любой человек, который имел капитал, мог стать купцом. Так в 19-м веке чтобы стать купцом третьей гильдии, нужно было иметь 8 тысяч рублей, второй — 20 тысяч, первой — 50 тысяч. Наличие капитала никто не проверял. Новоиспеченный купец платил 10% от первоначального капитала. На следующий год купец снова платил взнос. Если взнос был не выплачен, человек лишался купеческого звания.

1889. Евсеев Василий Егорович (р. ок. 1852). Енисейский купец 2-й гильдии (сер. 1880– 1917), золотопромышленник. Происходил из крестьянской семьи, имел домашнее воспитание. В 1881 г. был избран в члены Енисейской городской управы. Гласный Енисейской городской думы (1899 г.)  В 1898 г. торговал разными товарами. Основные капиталы вкладывал в золотопромышленность. В 1888 г. он владел приисками в Южно-Енисейском горном округе. Ему также принадлежали прииски в Северо-Енисейском горном округе. Известно, что в 1895 г. был наложен арест на золото Александровского прииска по р. Безымянке Северо-Енисейского горного округа, принадлежащего В.Е. Евсееву, за недоимки экономического

капитала, не уплаченные за трех поселенцев, работающих на этом прииске.  В 1910 г. в Северо-Енисейском горном округе Евсеев уже разрабатывал Антонинский прииск на р. Нойба. Для этих целей он создал компанию по владению золотыми приисками совместно с купцом Н.Е. Дряминым. Также Василий Егорович являлся почетным членом Общества попечения о начальном образовании Енисейска. В 1886 г. утвержден в должности почетного блюстителя Назимовского приходского училища. Имел два одноэтажных дома в селе Назимовском. Жена – Мария Афонасьевна. Дети: Михаил (р.1878), Валентина (р.1882), Леонид (р.1883), Зиновия (р.1886). Она преподавала в енисейской воскресной школе. [13]

1903 – 1905. Иннокентий Алексеевич Абалаков. Казак, не купец.  В 1884 году утвержден на должность церковного старосты Крестовоздвиженской церкви города Енисейска. [14]

1911. Иван Лукич Брюханов. В ГАКК нет сведений про такого человека. Есть достаточно информации про Ивана Алексеевича Брюханова. Это Минусинский купец. Думаю это разные люди, а не опечатка отчества в «Памятной книжке». Потому как у нас всё таки были Енисейские купцы, а не Минусинские.

 

Законоучители

 Те, кто учил Закону Божиему. Казалось бы все просто. Есть священник, он и преподает Закон Божий. А учитель свое. Но нет. С открытия  училища священник Межев был один за всех.  Получал 85 рублей за это. После повторного открытия с 1866 года уже разделение обязанностей. Григорий Олофинский получает 85 рублей серебром за 25 учеников и ещё натурою.  За 1870 годы документы не сохранились и неизвестно кто и что преподавал. В отчете за 1882 год учитель Майлов уже два года учительствует и он же учит Закону Божьему хотя в Кежме в это время священник Евгений Левитский, но почему -  то только с 1883 года становится законоучителем. В клировых записях 1889 года написано, что денег он за это не получает. Почему? Следующий  священник Адриан Кручинин был не только законоучителем с 1891 года.  Ему посвящена статья в Енисейских епарихиальных ведомостях. [15]

  «9 янв. 1893 г. свящ. Кежемской церкви о. Андрей Кручинин получил такое распоряжение из Епархиальнаго Совета, от 20 ноября 1892 г. за No. 64: „Поручается вам обозрение школ Пановской, Чадобской, Кашино-Шиверской и Червянской в учебное время и по соглашению с о. благочиннымъ посещать вверенныя вам школы но менее двух раз в год, немедленно после ревизии представлять обстоятельный, независимый от благочиннаго, отчет непосредственно в Совет. На разъезды препровождается пятнадцать (15) рубл , в расходе коих предлагается представить оправдательные документы."

Заметим о расстояниях между школами, кои были вверены наблюдение о. Кручинина. До Пановской 44 в., Кашино-Шиверской 127 в., до Чадобской от Кашино-Шиверской 90 в., от Чадобца до Червянки 186 в., всего один путь 447 в. в два пути вперёд и обратно 894 в., а в два обозрение школ 1788 верст, на что требовалось на плату одних только прогонных 107 рубл. 28 коп. Непонятно, как мог проехать по школам о. Кручинин на отпущенные 15 рубл. и дать в них отчет, а равно составить о школах обстоятельный отчет. Прошел год наблюдательства о. Кручинина над школами, и вот он, от 3 янв. 1894 г. за No 2, спрашивает начальство, которое ему поручило школы под наблюдение и руководство: „Прошу дать мне надлежащее распоряжение и разъяснение о времени окончания учебных занятий в школах Ангарского края, о недостаточности 15 рубл., выданных на разъезды по школам, о праве при посещеніи школ бесплатно пользоваться мирскими подводами, о том, какую пользу может принести наблюдатель-ревизор церк. прих. школам от однократнаго или двухкратнаго посещения своего школ в году и пр. Сведения эти мне необходимы для сознательнаго и отчетливаго понимания и беспрепятственнаго выполнения возложенной на меня обязанности наблюдателя-ревизора "Начальством от 27 янв. 1894 г. дано распоряжение о. Кручинину при исполнении обязанностей наблюдателя-ревизора  руководствоваться книжкою протоиерея Лебедева, обращать внимание на распоряжения Енис. Епарх. Учил. Совета, печатающиеся в местных Епарх. Ведомостях. „Особенно следует обратить внимание на распоряжение об открытии должностей о. о. наблюдателей -ревизоров, где указаны обязанности их по отношению к школам. Сведения по обозреню школ должны доставляться непосредственно в Совет. О недостаточности 15 рубл., выданных на разъезды по школам, имеете войти особым ходатайством в Епарх. Совет." О времени окончания учебных занятий в школах Приангарскаго края также найдено распоряжение Начальства от 9 апр. 1893 г. за No 107, по которому окончательным сроком назначено 15 мая, — с этого времени должны быть производимы экзамены в церковных школах грамоты. „При производстве испытаний обращать преимущественно внимание на воспитание детей в духе православной веры и преданности церкви, так как в Православной церкви наша сила, тут тайная сокровищница судеб наших, тут хранилище драгоценнейших наших преданий и родник всех наших сил; составить экзаменационные списки об успехах и поведении учащихся и подробные сведения о состоянии школ. Сведения эти хранить в школьной библиотеке на случай приезда Его Преосвященства. О тех, кои удовлетворительно выдержали испытание в знании ими пройденного курса, составить списки для Уезднаго Отделения на предмет заготовления бланок." Вот те данные, которыми должен был руководиться о. наблюд.-ревизор Кручинин. Нужно заметить, что он получал распоряжения Начальства чрезъ местного благочинного, a последний через Отделение от Епархиального Совета.

Для характеристики деятельности церковно-школьной инспекции в Приангарском крае укажу на те сведения, какие можно было почерпнуть из кратких надписей, оставленных на школьных документах.

Так, напр.. в Пановской школе сохранилась надпись о. Кручинина: „10 авг. 1894 г. свидетельствовал библиотеку наблюдатель-ревизор свящ. А. Кручинин и исключил за ветхостию 52 экз. книг". 

Прот. И . Корелин.»

Следующим был Андрей Данилович Иокиманский. В 1884 году получил архипастырное благословение «за усердное  и успешное преподавание Закона Божия в школе гражданского ведомства». В 1894 году - архипастырное благословение с внесением в формулярный о службе список  «за усердное  и успешное преподавание Закона Божия в министерской школе » Оба благословения до службы в Кежме.

С 1899 года священник Григорий Попов законоучитель.  Получает за это (кроме зарплаты священника) 40 рублей от общества, не от государства. Хотя училище было в подчинении Министерства народного просвещения. После Григория Попова короткое время с 1914 года священником был Илларион  Пазыч, но он часто болел, в 1915 году умер, во время болезни его заменяли священники с других приходов. И кто вел уроки Закона Божия документов нет. Только в 1917 году в Кежемской Спасской церкви постоянный священник – Венедикт Васильевич Седаков. Думаю при нем все работало. Он начинал с учителей, жена его была учительницей с опытом преподавания  и им вполне было под силу наладить работу училища на отлично.  

Биографии священников сознательно не писал. Их можно почитать в моей «Истории Кежемской Спасской церкви»

 

Учителя

 Учителя работали в Кежме короткое время – год или два. Всех имен восстановить не удалось.  Первым учителем и законоучителем был священник Межев Константин Гаврилович.  После перерыва в работе с 1866 учителем был Федор Михайлович Тромарев,  крестьянин Кежмы. (В наше время в Кежме жили Тремаревы, считаю это одна фамилия, разное написание в разное время).

Окончил курс Енисейского уездного училища. Свидетельство от  29 июня 1865. Утвержден на должность учителя Кежемского сельского  (так в прошении) училища.  Служил до 25 июня 1869 года.  23 января 1887 года написан прошение Енисейскому гражданскому губернатору с просьбой выдать свидетельство на право быть учителем. Где собирался учительствовать неизвестно. В выдаче свидетельства отказано. Документы 1866 года сгорели при пожаре архива в 1881 году.  [16] Видимо сгорели и документы 1870-х годов потому как их нет в ГАКК.

Следующее имя что сохранилось, это Зиновий Ефимович Майлов. И учитель и законоучитель,  22 года, православный, женат. Жена – Матрена Афанасьевна, православная. Окончил курс в Енисейском уездном училище. Учитель в Кежемском училище с 1 января 1882. Под судом и следствием не был.  Содержание 160 рублей в год. [17]

 Михаил Степанович Дмитриев. Из поселенческих детей. Родился в 1861 году, православный. Окончил курс в Енисейском училище. Сдал экзамен на звание учителя городского  приходского и начального училища. 9 апреля 1882 года назначен на должность учителя в Бельском сельском училище.  25 июля 1885 года назначен на должность учителя Кежемского приходского училища. Получал жалованье 240 рублей в год и служебную квартиру.  1 ноября 1890 года уволен по болезни. Женат на Татьяне Петровне. Дети Агния 1885 года рождения, Василий 1886 года рождения, Николай 1888 года рождения и Степан 1889 года рождения. Все православные.

В 1888 году сдал в кассу Правления Общества Святого Князя Александра Невского для вспомоществования бедным воспитанникам Красноярского духовного училища 50 к. [18]

2 февраля 1889 написал доклад гражданскому губернатору о том что земский заседатель Иван Алексеевич Коршунов в январе 1889 нанес побои старосте Кежмы Косолапову Китьяну Юдиновичу при свидетелях  крестьянах  Николае Окорокове  и Андрее Зырянове. Началось разбирательство.  Сначала спросили старосту и тот рассказал: действительно в январе Коршунов прибыл в Кежму в земскую квартиру, был недоволен холодной квартирой, кричал на старосту и ударил его. Староста признал что квартира была холодной и отметил что он никаких жалоб не писал.  То есть Дмитриев по своей инициативе написал жалобу. Отмечу что Косолапов был неграмотный, за него расписался другой человек.  Допрошены и свидетели. Николай Васильевич Окороков сказал что земский заседатель действительно кричал на старосту, но ударов он не видел так как стоял поодаль. Андрей Иванович Зырянов так же подтвердил что Коршунов кричал на Косолапова но побоев не видел так как в это время в маленькой комнате растоплял печку. Чем закончилась эта история в документе нет. [19]

В 1894 служил писарем в волостном правлении, получал 300 рублей жалованья в год  и обвинялся в превышении полномочий.  Поселенец Григорий Мялин был наказан розгами. Личность поселенца совсем не симпатичная – пьянствовал, буянил, отлучался от места поселения, продал общественный кирпич. Но согласно закону, как человек проживший в Сибири больше 10 лет, не должен быть подвергнут такому наказанию. А волостное правление, в том числе Дмитриев приняли такое решение, которое было исполнено. Возбуждено уголовное дело по 341 статье уголовного уложения и направлено в суд. 7 июля 1899 все  обвиняемые были признаны не подлежащими суду на основании манифеста от 14 июля 1896 года (коронация Николая второго). [20]

В 1900 году жил в Енисейске на Нагорной улице в своем доме.  В ночь с 10 на 11 июня у него сбежала жена  Татьяна Петровна. Сбежала к поселенцу Макару Ворохову с которым  сожительствовала.  Найти жену по горячим следам не удалось. Она прихватила еще и вещей на 30 рублей. Дмитриев обратился в полицию. Любопытно как он описывает жену: лет  37, рост выше среднего, лицо темноватого оттенка, волосы на голове и бровях – темнорусые, глаза серые, нос, рот и подбородок обыкновенные. Под правою скулой шрам, зубы черные, наполовину выкрошившиеся.

В течении года жена и имущество не нашлись. [21]

1891. Флеровский Владимир Иннокентьевич, 1870 года рождения, сын диакона, закончил Красноярскую учительскую семинарию. Больше ничего не нашел. [22]

1898. Мельников Иван Павлович.

24 года, женат, родился в деревне Мальза Томской губернии, участвовал в переписи населения вместе с псаломщиком КСЦ  Закоурцевым. Переписали жителей села  Кежмы и  деревни Верхне-Кежемской (Мозговой) - число переписанных формуляров, семей 294. [23]

В 1903 году он перешел из Кохинского сельского  училища Каинского уезда в  Красноярскую мужскую железнодорожную школу с окладом 420 рублей и 195 рублей квартирных.  В 1905 году переведен в Омскую железнодорожную школу, но в том же году возвращен обратно.   В 1911 году утвержден заведующим Красноярской ж д  школой. 21 января  1911 написал прошение об освобождении его от платы за обучения сына в мужской гимназии Красноярска. Прошение было удовлетворено. [24]

1900 – 1901. Жибинов Николай Иванович. Какой он был учитель в Кежме найти не удалось. Но удалось найти дела о совсем другой деятельности.

Жибинов в ноябре 1906 году обвинен по статье 129 уголовного уложения

По заявлению крестьян Идринского села он и еще два чиновника поземельно – устроительной партии обвинены что возбуждают крестьян не платить податей, не давать на службу солдат и отказывать в исполнении натуральных повинностей.  В феврале 1907 года дело было закрыто из –за недоказанности обвинения. Было установлено негласное наблюдение. Против чиновников ничего криминального не заметили. Против Жибинова в мае 1907 года было возбуждено  дознание по статье 103 уголовного уложения. [25]

Оказалось что Жибинов  и еще два учителя - Шувалов и Горохов будучи пьяными учинили кутеж в ночь 26 февраля 1907 года находясь в Идринском приходском училище плевали на портрет Николая Второго, затем вытащили его из рамы и сожгли в печке.  Кроме того разбили счеты и уничтожили классную доску. В июне 1907 года дело было так же прекращено из-за недостатка улик. [26]

В 1907 году обвинен в совершении преступления ст 126 уголовного  уложения

В то время учитель Идринского училища, был арестован и препровожден в Минусинскую тюрьму. При аресте проведен обыск, найдена антиправительственная литература. Писанная его рукой  заметка от имени «волостного комитета» по поводу политического направления деятельности священника Королева, угрозы в его адрес. Брошюры «Крестьяне и революция в России», «Наша Полиция» содержание которых направлено на подрыв значения власти и возбуждения против неё населения. 16 марта 1908 года состоялся суд, который постановил дело прекратить за недоказанностью события преступления.  Вещественные доказательства хранить до истечения уголовной давности. [27]

1901 – 1905.  Герасим  Григорьевич Боярчук.

Родился 11 февраля 1880 года, вероисповедания православного, сын крестьянина Канского уезда. [28]

1907 – 1909. Григорий Николаевич Ерофеев

 Информации не нашел.

1911. Уже два учителя. Иван Ефремович Тимохин – заведующий. Ничего про него не нашел кроме рапорта на Яковицкого. И просто учитель Яковицкий Александр Юлианович. 1 сентября 1909 – 1 августа 1912

Родился 23 февраля 1889 года.  Отец – минусинский мещанин Юлиан Юлианович, католик, мать  Анна Васильевна, православная.  Крещен в православие в Красноярской Тюремной церкви. Восприемники – священник Александр Дмитриевич Орлов и Елабугская мещанская жена Аполлинария Романовна Кошелева. Из чего можно сделать вывод, что рожден в женской тюрьме.

20 октября 1908 года в  педагогическом совете Минусинского городского 4-х классного  училища выдержал испытание на звание  учителя начальных училищ и там же на звание начальника училища. Назначен с 1 сентября 1909 года учителем 1-го класса Кежемского двухклассного училища.  Получал 480 рублей в год.

Но дело не заладилось у него. Начальник Кежемского училища Иван Ефремович Тимохин уже 17 июня 1910 года написал на него рапорт о несоответствии занимаемой должности в силу личных качеств и слабой подготовки. На основании экзаменов в училище обвинил его в ухудшении знаний учеников. Далее цитата: «Занимаясь в этом году только с 1 и 2 отделением (45 учеников) он не только не прошел по некоторым предметам программу, но благодаря бессистемности  с какою он вёл занятия, произвел полнейшую путаницу в делах. Те дети, что при мне учились сравнительно  ладно, теперь ровно ничего не знают. Особенно скверно дело обстоит по арифметике в обоих отделениях. Во втором отделении ученики не знают таблицу умножения, кое как доплелись до вычитания чисел, в первом отделении пройдено только сложение и вычитание в пределах первой сетки, знания тоже слабы, читают совсем плохо» И так далее и предлагал заменить его на более подготовленного специалиста.  Александр Юлианович видимо испытывал трудности в преподавании и понимал свое положение. 15 июня 1910, он  за дня до рапорта Тимохина, написал два прошения. В одном он указывал что много учеников  - 62. А в следующем будет 80 и одному учителю тяжело, просил назначить помощника. В другом просил, если возможно, то назначить помощницей дочь священника Кежемской Спасской церкви, Александру Григорьевну Попову, только что закончившую Красноярское женское епархиальное училище.

Но начальство прислушалось к Тимохину.  1 августа 1912 года Яковицкий был перемещен на должность учителя Заимкинского одноклассного  училища. Там получал те же 480 рублей.

22 июня 1912 года в Кежемской Спасской Церкви зарегистрирован брак Александра Юлиановича и гражданской дочери города Енисейска, девицы Агрипины Леонтьевны Поповой, православной. Венчал Григорий Попов который  преподавал закон Божий в училище и был по сути коллегой. Псаломщик Василий Лапин. Поручители крестьяне Кежмы. Со стороны жениха -   Михаил Лукич Брюханов и Влас Ефграфович Брюханов. Со стороны невесты – Григорий Васильевич  и Никифор Андреевич Зыряновы. По архиву до 25 апреля 1915 когда был призван в армию. [29]

Участник Первой мировой войны в составе 220-го пехотного Скопинского полка, в чине прапорщика. [30]

Сайт: офицеры императорской армии. Яковицкий.

В гражданскую войну Яковицкий поручик, в белых войсках восточного фронта. Весной 1919 командир батальона в 13-м омском стрелковом полку. [31]

После письмоводитель в с. Березовка Енисейского уезда. Арестован 04.09.1920. Обвинение в колчаковской службе. Приговорен 10.09.1920 Красноярской губЧК к ВМН. Расстрелян 30.10.1920 в г. Красноярске. Реабилитирован 30.10.1998 прокуратурой КК (П-23404). [32]

1913. Заведующий Николай Николаевич Андреев 1912 – 1915 Учитель Иван Алексеевич Чеканинский.

Николай Николаевич Андреев

Заведующий Кежемским  двухкласным приходским училищем. Родился 4 апреля 1887 года, православный, холост, получал 540 рублей в год.  Имеет свидетельство на право преподавания в 2 классном училище от 31 мая 1908 года. С 1 сентября 1908 года преподавал в Заледеевском одноклассном училище, с 1 сентября 1911 в Старо –Пойминском одноклассном  училище Канского уезда. С 16 августа 1912 года допущен к исполнению обязанностей заведующего К П У, 1 августа 1913 утвержден в этой должности [33]

Чеканинский Иван Алексеевич. Родился 15 мая 1893 года ( по другим источникам в 1891), православный.  Окончил 4 класса Красноярской мужской гимназии в 1909 году. Был допущен к практическим занятиям в качестве помощника учителя в 9 приходское училище, исполнял обязанности в течение полугода и дал удовлетворительные пробные уроки по арифметике и русскому языку и получил свидетельство на звание учителя без всякого испытания. Свидетельство подписал директор народных училищ Енисейской губернии. [34]

Во время учебы  в Красноярске был активным «столбистом» . Окончил Московский археологический институт по специальности археолог-этнограф, имел обширный опыт исследования различных групп населения Сибири и владел несколькими языками. И.А. Чеканинский блестяще разбирался и плодотворно работал в целом ряде научных дисциплин - истории (включал историю тюркских народов), этнографии, археологии, географии, искусствоведении, краеведении, геологии.

Он был действительным членом Императорского Русского географического общества, Государственного русского географического общества и Общества изучения Казахстана. В годы гражданской войны И.А. Чеканинский был призван в качестве писаря в ряды армии Колчака, с которой ушел в китайскую провинцию Синьцзян, но в 1921 г. по собственному желанию вернулся обратно в Россию и остался жить со своей семьей в Средней Азии (сначала в Казахстане, позже - в Киргизстане). Умер в 1942 году. [35]

Информации в интернете про Ивана Алексеевича очень много поэтому здесь ограничусь краткой информацией, сделаю отдельную страницу на сайте.

Мария Александровна Хохрякова. 1 августа 1913 – учительница 1 класса, из мещан, православная. Родилась  12 февраля 1889 года, жалованье 420 рублей в год.  Свидетельство на звание учителя от 23 июня 1906 года.  С 16 сентября 1909 учительница Климинского однокласного приходского училища.  С 20 сентября 1911 года учительница Старо-Пойминского одноклассного училища Канского уезда.  20 августа 1912 допущена к исполнению обязанностей учительницы нашего училища.  1 августа 1913 года утверждена в этой должности. [36]

В 1922 году жила в городе Ачинске работала счетоводом  в акционерском обществе «Хлебопродукт» и в агусте была уволена как неспособная «к счетному делу». Невозможно поверить что бывшая учительница не способна. Что за причины теперь не узнать. [37]

1915. Заведующий  Анатолий Павлович Хохряков,   помощница  учителя Татьяна Фоминична Брюханова

Хохряков Анатолий Павлович. Родился 15 октября 1892 года в селе Чадобце, православный, жалованье 660 рублей.

Окончил курс Красноярской учительской семинарии в 1912 году. С 1 сентября 1912 учитель Проспихинского одноклассного приходского училища. Жалованье 480, с ноября уже 630  рублей. С 9 сентября 1914 исполнял обязанности заведующего КПУ, утвержден в должности  2 октября 1914.  Женат на Татьяне Фоминичне Брюхановой (в девичестве), родившейся 1 января 1893 года, православной.

Был освобожден от воинской повинности как происходящий из коренных жителей Пинчугской волости (Богучанского теперь района) [38]

2 августа 1917 написал прошение о зачислении в число воспитанников (так написано) Красноярского учительского института для продолжения образования. Был принят по физико-математическому отделению и в 1920 году закончил его. [39]

Брюханова Татьяна Фоминична.

Родилась 1 января 1893 года, из крестьян, православная. Отец Фома Андреевич Брюханов и мама – Екатерина Лукинична,  окончила 7 классов Енисейской женской гимназии.  С 1913 года помощница учителя в 2 классном КПУ, с 13 ноября 1914 утверждена в должности учительницы, получала 360 рублей в год.

28 апреля 1915 года вышла замуж за учителя КПУ Хохрякова А П.  [40]

 Кто был последним учителем достоверно не установлено. Достоверно что до сентября 1917 заведующий был Хохряков А. П. Логично думать и жена  при нём. Фактически может быть и не так.  

В 1926 году в Кежме открыли школу 1-й ступени (начальная, четырехклассная). В 1932 году открылась школа колхозной молодежи (ШКМ) - школа 2-й ступени, и Кежемская школа стала называться неполной средней, а в 1935 году была переименована в среднюю. Но эта уже другая история.